Хронос (1985)
Chronos
смотреть онлайн
-
Режиссер:Рон Фрике
-
Сценарист:Константин Николас, Женевьева Николас
-
Продюсер:Рон Фрике, Престон М. Флит, Джеффри Кирш
-
Перевод/Озвучка:Не требуется
-
Жанр:Фильмы / Документальные / Короткометражка
- Качество: BDRip
Представьте себе: гигантский экран IMAX, захватывающая музыка... Перед вами развертывается история человечества. Она плотно вплетена в полотно времени. Картина начинается с грандиозных кадров природы. Гранд-Каньон, словно шрам на лице Земли, молчаливый свидетель миллионов лет. Затем камера переносится к пирамидам Гизы, возвышающимся над песками пустыни. Они - символы вечности, созданный руками человека. Музыка нарастает. Сюжет переносит в затерянный городок инков, Мачу-Пикчу. Он застыл в столетиях среди горных вершин. Каменные террасы, храмы и дворцы поведают исторические факты о давно ушедшей цивилизации. Затем возникает величественный Софийский собор. Это образ веры и духовности, прошедший сквозь вековые вехи. Фильм не просто показывает красивые картинки. Пропускает ее через временную призму. Мир меняется, цивилизация развивается. На протяжении веков люди строили города и храмы, создавали произведения искусства, воевали и любили. Все это на фоне неизменного течения времени, которое словно река несет свои воды сквозь века.
Время вперед!
------
Фильм “Хронос” Рона Фрике снят в середине 80-х годов. Сразу хочется высказать свою точку зрения на предмет того, о чем этот фильм. На мой взгляд, это не просто последовательно выстроенный ряд из общих, средних и крупных планов. Это композиционно выстроенная философская притча. Ведь, если вдуматься в смысл названия, то станет ясно, что оно подобрано режиссером не случайно. Греческое слово “хронос” означает “время”. У Фрике, словно в древнегреческой мифологии, все рождается и исчезает во времени. Главные герои повествования – несомненно, памятники культуры и истории. Люди также присутствуют в фильме, но они персонажи второстепенные. На мой взгляд, режиссерский замысел очень удачно передан в двух эпизодах – при помощи ускоренного воспроизведения потоки людей снова и снова несутся по просторным светлым залам величественного собора, а затем (и это особенно символично) очень-очень быстро заполняется зрительный зал в театре. Фрике показывает – одни люди уйдут, но придут другие! А памятники живут своей, неторопливой жизнью. Как неспеша камера панорамирует этот холл! Люди несутся, а камера спускается ме-едленно... Вообще, ключевой темой, или даже конфликтом, является скорость. Бешеный поток жизни людей, несущиеся по улицам машины, и неспешные, почти неподвижные созерцатели – памятники и храмы. Людям почти всегда некогда посмотреть на эти памятники, а они смотрят на нас, они живут своей жизнью. Композиционно фильм выстроен, на мой взгляд, чрезвычайно грамотно. Вначале, зритель словно “вкатывается” в атмосферу фильма. Уверен, что для подавляющего большинства начало фильма воспринималось именно так: “красивые пейзажи. Снова красивые пейзажи... Опя-я-ть!!! Ну вот, хоть облака поплыли... Ой, а не Стоунхендж ли это? Ничего себеее!!!” - пожалуй так подумал и я, увидев эту идеальную с точки зрения качества монтажа и выбора объекта съемки кадра. Улица. Обычная улица, каких полным-полно. Но вот ты уже следишь за тем, как мотоцикл доедет до светофора и завернет за угол, затем отправляешься в обратную сторону на рейсовом автобусе. И быстрый темп нисколько не мешает, поскольку по совместительству и монтажер Рон Фрике во всем знал меру. Отдельный низкий поклон автору магического (другое слово на ум не приходит) саундтрека к фильму. Еще не зная, какая мелодия будет играть дальше, ты уже непроизвольно ее напеваешь. Неспроста ведь спустя 10 с лишним лет ему доверять писать музыку к фильму с красноречивым названием: “Мастер звука”. Как и в “Anima mundi”, баланс звука и картинки достигнут. И тебе хочется быть там сегодня. В этот час. Кто машинист поезда, летящего, по казалось бы, бесконечным рельсам? Только ты, зритель. А те, кто устает от монтажного эффекта ускорения, закройте глаза и просто насладитесь аудиорядом. И представьте, как вы летите. Открыв глаза, вы увидете облака.Возможно, посыл Фрике таков – отвлекитесь хоть ненадолго от сумасшедшего ритма каждого дня, посмотрите на то, что вокруг вас. Вспоминается цитата из одного фильма, который ненамного моложе “Хроноса”: юноша с возвышенными идеалами объясняет легкомысленной американской девчонке: “Туристы бегут по Лувру со скоростью 80 миль в час. Так ничего не увидишь. Лучше как следует разглядеть одну картину, чем пробежать мимо сотни... Вот! Подожди, к чему такая спешка? Видишь, художник использовал фантазию, чтобы передать силу стихии. Очевидно, он был влюблен, когда писать это”. Девушка отвечает: “Это прекрасно”
------
Chrono cross
------
Рон Фрике посвятил творчество выяснению отношений между человечеством и вечностью. Год назад в «Самсаре» ему казалось, что занятая бессмысленными действиями индустриальная людская популяция, беспрерывно откармливая себя, как раковая опухуль пугающе быстро разрастается на теле удивительной живой планеты, ничего не давая, лишь забирая, и, неспособная вырваться из кармического круга бессмысленности, не может эволюционировать. Двадцать два года назад в “Бараке” документалист еще видел возможности для гармоничного сосуществования человека и окружающей среды в долгосрочном периоде, и в сочетании превносимого нами хаоса и природного постоянства находил равновесие и благословение. Двадцать девять лет назад в “Хроносе” - режиссерском дебюте, была сделана попытка соотнести человека и время, визуализировав четвертую координату, определить, где же наше место, чтобы с найденной точки отсчета взглянуть в будущее. Поворачивая время вспять и обозревая наследие Фрике в обратном порядке, начинаешь понимать, что к однозначным негативным выводам о перспективах homo sapiens на голубом шарике он пришел теперь, потому что слегка ошибся в позиционировании тогда.Талантливейший оператор и сценарист сел в режиссерское кресло будучи полностью готовым к этой деятельности. С его уходом от Годфри Реджио, две части трилогии последнего «Повакацци» и «Накойкацци» смотрятся зрительно значительно беднее их совместной работы «Коянискацци» и не несут былого мощного гипнотического посыла, зато в «Хроносе» внимательный созерцатель увидит много кадров, которые могли бы быть частью первенца партнеров, и даже выглядят иногда продолжением его. Рискну предположить, что в том сотрудничестве именно Фрике играл роль первой скрипки, в первом самостоятельном фильме он уже четко знал, что хочет показать миру, и смог реализовать задуманное. Время было ловко поймано в кадр. Оно ускоряет свой бег и замедляет, проносится, так что не успеваешь уследить за изменениями, и замирает. Постоянно используемая цейтраферная съемка, позволяющая сжать процессы, длящиеся дни, в несколько секунд дала возможность разглядеть метаморфозы окружающего мира, которые человеческому глазу не суждено заметить самостоятельно. Наблюдая за сменяющими друг друга днем и ночью в разных уголках планеты, начинает казаться, что время полностью подчинилось воле создателя короткометражки. Однако, это лишь иллюзия. Человеку, чья жизнь – миг в вечности, не по силам охватить ее саму путем простой фиксации событий, даже если представить проект, в котором камеры беспрерывно снимали бы планету в течение хотя бы 30 лет, а результат показали бы за час, масштаб течения времени все равно остался бы для нас непостижимым. Осознавая это, Фрике намеренно противопоставлял броуновское движение людей неподвижности грандиозных памятников архитектуры, гул городов безмолвию природных красот, мимолетную человеческую жизнь бесконечным годам существования планеты, ничтожность – величию. Здесь и крылась исходная ошибка. Длительность бытия никогда не будет прямо пропорциональна значимости и важности. Все прекрасные сооружения, такие же долговечные, как и чудеса природы, чьими видами наполнена картина, созданы теми самыми «копошащимися существами», чей день – век. Пусть в глаза сфинксу не может сегодня заглянуть его строитель, это может сделать вместо него его потомок. Краткость жизни человек компенсирует преемственностью поколений, рожденный сегодня передаст эстафету рожденному завтра. Не затеряться в вечности людям не так и трудно, дело лишь в правильном приложении усилий. Достаточно прекратить лениво пережевывать исправно подаваемых к столу бройлеров, и хотя бы попытаться сделать что-то, способное пережить нас самих.
------
Фильм “Хронос” Рона Фрике снят в середине 80-х годов. Сразу хочется высказать свою точку зрения на предмет того, о чем этот фильм. На мой взгляд, это не просто последовательно выстроенный ряд из общих, средних и крупных планов. Это композиционно выстроенная философская притча. Ведь, если вдуматься в смысл названия, то станет ясно, что оно подобрано режиссером не случайно. Греческое слово “хронос” означает “время”. У Фрике, словно в древнегреческой мифологии, все рождается и исчезает во времени. Главные герои повествования – несомненно, памятники культуры и истории. Люди также присутствуют в фильме, но они персонажи второстепенные. На мой взгляд, режиссерский замысел очень удачно передан в двух эпизодах – при помощи ускоренного воспроизведения потоки людей снова и снова несутся по просторным светлым залам величественного собора, а затем (и это особенно символично) очень-очень быстро заполняется зрительный зал в театре. Фрике показывает – одни люди уйдут, но придут другие! А памятники живут своей, неторопливой жизнью. Как неспеша камера панорамирует этот холл! Люди несутся, а камера спускается ме-едленно... Вообще, ключевой темой, или даже конфликтом, является скорость. Бешеный поток жизни людей, несущиеся по улицам машины, и неспешные, почти неподвижные созерцатели – памятники и храмы. Людям почти всегда некогда посмотреть на эти памятники, а они смотрят на нас, они живут своей жизнью. Композиционно фильм выстроен, на мой взгляд, чрезвычайно грамотно. Вначале, зритель словно “вкатывается” в атмосферу фильма. Уверен, что для подавляющего большинства начало фильма воспринималось именно так: “красивые пейзажи. Снова красивые пейзажи... Опя-я-ть!!! Ну вот, хоть облака поплыли... Ой, а не Стоунхендж ли это? Ничего себеее!!!” - пожалуй так подумал и я, увидев эту идеальную с точки зрения качества монтажа и выбора объекта съемки кадра. Улица. Обычная улица, каких полным-полно. Но вот ты уже следишь за тем, как мотоцикл доедет до светофора и завернет за угол, затем отправляешься в обратную сторону на рейсовом автобусе. И быстрый темп нисколько не мешает, поскольку по совместительству и монтажер Рон Фрике во всем знал меру. Отдельный низкий поклон автору магического (другое слово на ум не приходит) саундтрека к фильму. Еще не зная, какая мелодия будет играть дальше, ты уже непроизвольно ее напеваешь. Неспроста ведь спустя 10 с лишним лет ему доверять писать музыку к фильму с красноречивым названием: “Мастер звука”. Как и в “Anima mundi”, баланс звука и картинки достигнут. И тебе хочется быть там сегодня. В этот час. Кто машинист поезда, летящего, по казалось бы, бесконечным рельсам? Только ты, зритель. А те, кто устает от монтажного эффекта ускорения, закройте глаза и просто насладитесь аудиорядом. И представьте, как вы летите. Открыв глаза, вы увидете облака.Возможно, посыл Фрике таков – отвлекитесь хоть ненадолго от сумасшедшего ритма каждого дня, посмотрите на то, что вокруг вас. Вспоминается цитата из одного фильма, который ненамного моложе “Хроноса”: юноша с возвышенными идеалами объясняет легкомысленной американской девчонке: “Туристы бегут по Лувру со скоростью 80 миль в час. Так ничего не увидишь. Лучше как следует разглядеть одну картину, чем пробежать мимо сотни... Вот! Подожди, к чему такая спешка? Видишь, художник использовал фантазию, чтобы передать силу стихии. Очевидно, он был влюблен, когда писать это”. Девушка отвечает: “Это прекрасно”
------
Chrono cross
------
Рон Фрике посвятил творчество выяснению отношений между человечеством и вечностью. Год назад в «Самсаре» ему казалось, что занятая бессмысленными действиями индустриальная людская популяция, беспрерывно откармливая себя, как раковая опухуль пугающе быстро разрастается на теле удивительной живой планеты, ничего не давая, лишь забирая, и, неспособная вырваться из кармического круга бессмысленности, не может эволюционировать. Двадцать два года назад в “Бараке” документалист еще видел возможности для гармоничного сосуществования человека и окружающей среды в долгосрочном периоде, и в сочетании превносимого нами хаоса и природного постоянства находил равновесие и благословение. Двадцать девять лет назад в “Хроносе” - режиссерском дебюте, была сделана попытка соотнести человека и время, визуализировав четвертую координату, определить, где же наше место, чтобы с найденной точки отсчета взглянуть в будущее. Поворачивая время вспять и обозревая наследие Фрике в обратном порядке, начинаешь понимать, что к однозначным негативным выводам о перспективах homo sapiens на голубом шарике он пришел теперь, потому что слегка ошибся в позиционировании тогда.Талантливейший оператор и сценарист сел в режиссерское кресло будучи полностью готовым к этой деятельности. С его уходом от Годфри Реджио, две части трилогии последнего «Повакацци» и «Накойкацци» смотрятся зрительно значительно беднее их совместной работы «Коянискацци» и не несут былого мощного гипнотического посыла, зато в «Хроносе» внимательный созерцатель увидит много кадров, которые могли бы быть частью первенца партнеров, и даже выглядят иногда продолжением его. Рискну предположить, что в том сотрудничестве именно Фрике играл роль первой скрипки, в первом самостоятельном фильме он уже четко знал, что хочет показать миру, и смог реализовать задуманное. Время было ловко поймано в кадр. Оно ускоряет свой бег и замедляет, проносится, так что не успеваешь уследить за изменениями, и замирает. Постоянно используемая цейтраферная съемка, позволяющая сжать процессы, длящиеся дни, в несколько секунд дала возможность разглядеть метаморфозы окружающего мира, которые человеческому глазу не суждено заметить самостоятельно. Наблюдая за сменяющими друг друга днем и ночью в разных уголках планеты, начинает казаться, что время полностью подчинилось воле создателя короткометражки. Однако, это лишь иллюзия. Человеку, чья жизнь – миг в вечности, не по силам охватить ее саму путем простой фиксации событий, даже если представить проект, в котором камеры беспрерывно снимали бы планету в течение хотя бы 30 лет, а результат показали бы за час, масштаб течения времени все равно остался бы для нас непостижимым. Осознавая это, Фрике намеренно противопоставлял броуновское движение людей неподвижности грандиозных памятников архитектуры, гул городов безмолвию природных красот, мимолетную человеческую жизнь бесконечным годам существования планеты, ничтожность – величию. Здесь и крылась исходная ошибка. Длительность бытия никогда не будет прямо пропорциональна значимости и важности. Все прекрасные сооружения, такие же долговечные, как и чудеса природы, чьими видами наполнена картина, созданы теми самыми «копошащимися существами», чей день – век. Пусть в глаза сфинксу не может сегодня заглянуть его строитель, это может сделать вместо него его потомок. Краткость жизни человек компенсирует преемственностью поколений, рожденный сегодня передаст эстафету рожденному завтра. Не затеряться в вечности людям не так и трудно, дело лишь в правильном приложении усилий. Достаточно прекратить лениво пережевывать исправно подаваемых к столу бройлеров, и хотя бы попытаться сделать что-то, способное пережить нас самих.